ГлавнаяРегистрацияВход Сайт художника Владимира Латынцева Среда, 27.11.2024, 18:40
  Подробнее обо мне Приветствую Вас Гость | RSS

 
 
В поисках духовного света русской истории

В современном изобразительном искусстве Вологодчины Владимир Николаевич Латынцев отличается большой непоседливостью, редкой работоспособностью, как в живописи, так и в решении больших и малых вопросов организации творческого труда, глубоко осознанным историзмом мышления. Его постоянно манят ещё не раскрытые, не отражённые в искусстве страницы прошлого Русского Севера, зовут дальние дороги по следам землепроходцев и мореплавателей – выходцев из дорогих ему сердцу Великого Устюга, Тотьмы, и других северных мест. Весь его уже немалый творческий путь видится поиском духовного света русской истории, культуры, веры.
 
  Владимир Латынцев родился 14 марта 1949 года в городе Вичуга Ивановской области в большой работящей семье. Его родители воспитывали семерых детей. Отец происходил из Нежегородской губернии и был портным высокого класса, что передалось ему ещё от деда. Мать работала ткачихой на ткацкой фабрике. Как это часто бывает, его склонность к постоянной перемене мест, энергичность очень практичного, но достаточно одинокого делания как в жизни, так и в искусстве, уверенность в себе и в правоте своего дела были определены судьбой в детские и молодые годы. В 1953 году вся семья в поисках лучшей доли по вербовке уехала на заселение Дальнего Востока и оказалась на берегу Японского моря. Потом вернулись назад, но семья распалась, и Владимир попал в детский дом. У него было необычное детство, так как с ранних лет приходилось зарабатывать на жизнь. 
  В 1964году как воспитанник детского дома, Владимир Красильников (таковая его родовая фамилия) поступил в Ивановское художественное училище. Учился недолго, так как его с третьего курса забрали в армию и отправили служить на Дальний Восток в Уссурийск. Уже после окончания училища в 1972 году он стал Латынцевым, взяв себе девичью фамилию своей жены Татьяны, которая происходила из Великого Устюга и позднее окончательно переманила его к себе на родину. Художник отмечает, что ещё во время учёбы в Иванове он начал свои первые поездки: организовывал выезды на пленэры, ездил по старинным городам и в музеи. Уже тогда его интересовали православные храмы и монастыри, правда, по требованию времени, приходилось на живописных этюдах замазывать их кресты и любоваться только чистой архитектурой.
  Жизненные трудности, постоянная необходимость отстаивать своё место в непростых ситуациях советской действительности не только закалили характер, но и позволили Латынцеву более смело, энергично и самобытно обрести свою судьбу в искусстве. Как он сам говорит, полученное в училище образование было явно недостаточным, и он добирал профессиональные знания в постоянном общении с большими мастерами живописи, на творческих дачах Союза художников, участвуя в многочисленных в 1970-1980-е годы групповых пленэрах в старинных российских городах. В отличии от многих вологодских художников его возраста, Латынцев никогда не сидит на месте и не замыкается в стенах своего дома и мастерской. Он лёгок на подъём, готов участвовать в экспедициях и в подготовке крупнейших областных и столичных выставок, живо реагирует на все происходящее в художественном мире, ходит на выставки и творческие встречи, постоянно ездит по Вологодской области, по стране. А в последнее время – по заморским краям. Именно это и стимулирует его творческую активность, обращение к крупным, общественно- значимым темам, постоянное совершенствование живописного мастерства.
  После окончания художественного училища Латынцев по распределению попал в Сыктывкар, потом по вызову переехал в Мурманск, где незадолго до этого было создано региональное отделение Союза художников. С тех самых пор он буквально «заболел» северным краем. Живописец говорит; «Север - интереснейший край. И не только потому, что я там живу. Богатейшая архитектура, сохранившаяся с древности, органично вписана в местный ландшафт. Часто сменяющиеся состояния природы осенью и, особенно, зимой. Важно, чтобы он нашёл отклик в душе». Мурманск и сегодня впоминается ему не столько суровы, а романтичным и красочным, когда осенью на сопках, окружающих город, полыхала ярким заревом последняя листва, а летом город прямо купался в молочной белизне полярного дня. Среди мурманских художников, раскрывающих близкие ему интонации в искусстве, можно назвать знакомых многим вологжанам авторов. Это уже ушедший в 2002году из жизни Николай Морозов, в 1950-х годах занимавшийся в студии Тихоокеанского флота во Владивостоке, и ныне активно работающие живописцы Виталий Бубенцов, Анатолий Сергиенко, Владимир Скокленёв, акварелист Владимир Чернов.
  Латынцев начинал как график: рисовальщик и акварелист. В 1989 году он стал членом Союза Художников СССР. Он постоянно участвовал в многочисленных творческих поездках по разным районам страны, но всё чаще уходил на Север: Кольский полуостров, Белое, Баренцево и Карское моря. Его так и прозвали – «северным отшельником». Как он сам говорит, прошёл девять морей, плавал по всем северным водам на ледоколе «Таймыр», дошёл до Енисея и Красноярска. В последние годы он много работал на Соловецких островах, путешествовал по заповедным уголкам Архангельской области. Постепенно для реализации своих масштабных пейзажных и историко-культурных замыслов он полностью перешёл на живопись, всё чаще обращаясь к развёрнутой сюжетно-тематической картине по мотивам старинной архитектуры, жизни, быта и исторических деяний выдающихся людей прошлого Русского Севера. 
  В 1972 году Латынцев впервые попадает в Великий Устюг и потом регулярно приезжает в этот старинный город на севере Вологодчины на летние пленэры. В 1982 году он перебирается сюда на постоянное место жительства, Сначала работает в художественной школе, создаёт художественную мастерскую. Позднее в Устюге он построил себе дом с мастерской. Где и сегодня хранятся все его основные картины, где ему особенно легко и плодотворно работается. Были планы более основательно устроиться в Вологде, много времени и сил отнимали выставки в Москве и Подмосковье, но сегодня вновь Великий Устюг является для художника основным местом приложения его творческих сил. Постепенно сформировалась главная тема творчества – Русский Север: природа, истории и культура. На вопрос о самом притягательном для него в северной традиции он отвечал: « В каком-то большом, великом прошлом, в тех духовных корнях, что были и есть. Во всем, что сохранилось в архитектуре, в музейных экспозициях, в летописных источниках, в преданиях, в архивах. В настоящем ничего такого пока не вижу». Сегодня Владимир Латынцев – наиболее яркий и плодотворно работающий художник Великого Устюга. Изучая великое наследие древнерусской культуры, в той или иной степени развивая традиции больших мастеров живописи, графики и декоративно-прикладного искусства города на Сухоне, - от Александра Борисова, Николая Бекряшева, Евстафия Шильниковского, Александра Казакова до Геннадия Осиева, - он в искусстве прославляет свой город и активизирует творчество современных авторов из объединения «Гледен», среди которых выделяются живописцы Борис Студенцов, Николай Облупин, мастера резьбы и росписи по берёсте Татьяна Вязова и Татьяна Лабутина, художники фабрики «Северная чернь».
  Чаще всего Латынцев работает в жанре историко- архитектурного пейзажа. На основе многочисленных натурных этюдов он переходит к обобщенному картинному видению не сколько зримой, а более всего желанной, духовно обогащённой панорамы родной земли. У него есть и конкретные картины – реконструкции старинной жизни: «Набережная в прошлом», «Петр1 на Севере», «Предсказание Юродивого», «Явление иконы Николы Великорецкого», «Поздняя осень». Многие картины как бы соединяют прошлое и современность. И тогда трудно сказать, ожила ли сама история, или мы смогли её сегодня возвратить назад, как в больших холстах художника последнего времени «Гуляние в Великом Устюге». «Масленица в Великом Устюге», «Праздник на Сухоне». 
  Думается, что Латынцеву сегодня более удаются те типично северные пейзажные мотивы, в которых без подробного рассказа, а образно и живописно воссоздаются художественные символы России, которые потом широко и многопланово откликаются на духовные запросы думающих зрителей. Такова всеохватная и романтичная панорама храмов Великого - Устюга на холсте «Золото Русского Севера» или пронзительно грустная картина «Листопад в Великом Устюге», нежно- поэтичная пейзажная композиция «Трепетная весна». Изначально запомнился маленький холст «Русь уходящая», так как он сразу выходил за рамки обыденности и исторической красивости, живописно повествовал о трагических событиях в судьбе родной земли. На основе этого варианта была создана большая картина, с успехом экспонировавшаяся в 2006году в Вологде на Всероссийской художественной выставке пейзажной живописи «Образ Родины». И то, что художник постепенно разрабатывает раннее найденные и полюбившиеся мотивы, переводя их в более масштабное и ярко - образное состояние, говорит о значимости серьёзной внутренней работы автора. В этом – залог его будущих успехов.
  Одним из немногих на Вологодчине Латынцев работает в жанре историко-религиозной картины. В 1995году он написал триптих «Хранители веры православной», в последнее дисятилетие создаёт серию композиций по житиям святых: Прокопия Праведного – Христа ради Юродивого», Иоанна Устюжского, Стефана Пермского – Просветителя зырян. Сам художник отмечает: «Для меня тема устюжских святых неразрывна с самим городом. Для меня эти святые, по которым я изучаю источники, собираю иконографические материалы, - земляки, жившие на этой земле, ходившие по этому берегу, и мне интересно писать то, что чувствую». Работая в Великом Устюге, часто бывая в Тотьме, Латынцев не может в своём творчестве пройти мимо образов мореплавателей и землепроходцев. Так появились картины «Семён Дежнёв», « К неведомым берегам», «На краю земли». В последние годы художник, являясь активным членом Вологодского морского собрания, в составе творческих групп часто бывал в портах и на кораблях Северного флота. Так создаётся современная художественная летопись службы нынешних военных моряков , подводников, людей Поморья.
  Совершенно новым этапом в творческой жизни Владимира Латынцева стали две поездки в Северную Америку в 2005 и 2006годах. Так далеко вологодские художники ещё никогда не забирались. Занимаясь историей открытия, основания и ранней деятельности Русской Америки, он стремился к неизведанному. Эти поездки – экспедиции были осуществлены по приглашению американского историка – славяниста Алана Энгстрома. Были интереснейшие поездки вдоль берегов Аляски на юг, почти до самой Канады. Во второй экспедиции художник принял участие в самом настоящем открытии: были найдены индейские петроглифы середины ХVIII века с изображением корабля, что может быть свидетельством пребывания в тех местах пропавшего в 1741году экипажа экспедиции Беринга-Чирикова у берегов Аляски. Во время поездок создавались многочисленные этюды, а осенью 2006 года была написана большая картина-версия «Гибель моряков экспедиции Чирикова у берегов Аляски», которая была передана в дар Историческому обществу города Джуно, столицы Аляски. Впереди у художника - не только обработка большого накопленного историко-документального и чисто творческого материала по Русской Америке, но и новые экспедиции по приглашению американских исследователей.
  Что очень важно и редко в среде современных вологодских художников, у Латынцева необычайно сильна жилка организатора и даже преобразователя окружающей жизни. Не всеми его дела в этой сфере полностью понимаются и принимаются, но он продолжает активно действовать ради реализации своих далеко идущих культурно-просветительских и творческих планов. Еще десять лет назад, думая о будущем своего любимого Великого Устюга, он говорил: «Город очень интересный, но в современной его части какая-то очень тяжелая аура. В нём был когда-то и драматический театр, и симфонический оркестр, в нем и сейчас, помимо хорошей художественной самодеятельности, обязательно должна существовать профессиональная культура. Нужны средства, чтобы привести в нормальное состояние все храмы и памятники, их у нас сохранилось больше, чем где бы то ни было. Хотелось бы, чтобы была создана картинная галерея, художественный или культурный центр. То, что город маленький, ничего не оправдывает, он ведь ещё и «великий». В маленьком городе может быть большая культура. Так когда – то было, так и может быть».
  Как и в живописи, Владимир Латынцев в своей творческой общественной жизни постепенно от слов и первых проб переходит к конкретным действиям. Уже в 2006 году в Великом Устюге под его непосредственным руководством создан и зарегистрирован культурно-просветительский фонд «Арт-галерея «Русский Север» как некоммерческая организация. Среди членов фонда – самые энергичные, заинтересованные в развитии культуры города и состоятельные предприниматели, руководители, авторитетные люди Устюга. Уже отремонтирован и открыт для посещения старинный дом на Советском проспекте, где раньше располагался магазин фабрики « Северная чернь» В созданной картинной галерее будут экспонироваться как картины Латынцев, так и других художников Вологодчины, будут проводиться выставки. Уже работает багетная мастерская, есть планы издавать материалы о современном изобразительном искусстве. Желающие смогут приобрести понравившиеся произведения. Всё это может и должно преобразить ныне сложную и достаточно проблемную картину развития современного изобразительного искусства в старинном и столь славном городе на Сухоне.
  Сегодня Владимир Латынцев выходит на уровень своего творческого развития. Его персональные выставки с большим успехом проходят не только в Вологодской области, но и во многих городах России. Его знают, ценят и приглашают в специальные исследовательские экспедиции известные ученые на Западе. Картины живописца активно приобретаются частными коллекционерами и многими музеями. Наконец, оформилось и начало приносить первые плоды собственное творческое дело в Великом Устюге. Важно, чтобы в этой череде больших и малых событий художник сумел сохранить своё неповторимое артистическое лицо, продолжал столь свойственные для него и так необходимые для всех любителей изобразительного искусства поиски духовности в истории и сегодняшнем дне русской культуры.

  искусствовед Владимир Воропанов





 
 
Форма входа

Календарь новостей
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Поиск

Друзья сайта

 

Copyright Major © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz